Главная » Статьи » Полезное о катерах и лодках. |
31.08.2011, 20:47 | |
"Неман” — небольшая и относительно недорогая лодка с острыми обводами и немного килеватым днищем . Мотолодка имеет неплохие ходовые качества с доступными и популярными на постсоветском пространстве лодочными моторами "Ветерок" мощностью 8 и 12л.с. А боковые були-перья( по расчетам конструкторов)обеспечивают ей отличную остойчивость и с мотором до 20л.с. При небольших размерах имеет "стандартную" планировку глиссирующей лодки: на поперечных жестких сидениях изготовленных из дерева усаживается 4 человека, нос запалубен, под сиденьями находятся рундуки - кормовой рундук предназначен для баков для горючего. От ветра и брызг защищает ветровое стекло, есть возможность установки рулевого управления, также предусмотрено место для крепления дистанционного управления мотором. Для обеспечения безопасности и непотомпляемости под планширем вдоль обеих бортов размещены блоки плавучести из пенополистирола, также они находятся и под палубой - в корме и носу. В итоге полностью залитая водой мотолодка остаётся плавать в положении на ровный киль. У транца имеется подмоторная ниша-рецесс, которая предотвращает заливание водой кокпита с кормы. Корпус лодки - цельносварной цельносварной конструкции из деформируемого алюминиево-магниевого сплава АМг5М. Детали корпуса изготовлены с широким применением холодной штамповки и прессования. Толщина обшивки днища, бортов и транца — 2 мм; палубы — 1,5 мм. Днище и кормовая часть бортов отштампованы из одного листа; в качестве- ребер жесткости на днище служат продольные гофры. Вес корпуса — 100 кг. Поперечный набор состоит из семи флоров, приваренных к обшивке днища. На испытаниях с мотором "Ветерок-12” лодка с двумя людьми на борту развила скорость свыше 30 км/ч. "Неман” снабжается парой распашных дюралевых весел с уключинами, что делает эту лодку пригодной для рыбной ловли. Пайолы изготовлены из деревянных реек. Безопасная эксплуатация лодки допускается во всех водоемах, включая морскую воду, при удалении от берега не более 1000 м и высоте волны до 0,25 м. Однако на практике "Неман" показал себя крайне немореходным судном. Низкий борт, особенно в носу, малая ширина и килеватость способствовали опрокидыванию и зарыванию лодки даже при небольшой волне, большие ударные перегрузки, что подтверждается опытом эксплуатации "Неманов" . Применение "Немана" на открытых водоёмах просто опасно: внезапно налетевший ветер может быстро развести волну, с которой лодка не справится. К плюсам лодки можно отнести легкий вес и хорошую антикоррозийную стойкость. Лодка стала практически "вечной" даже при хранении под открытым небом. Но из-за своих "немореходных" и даже небезопасных качеств изготовителем было принято решение снять "Неман" с производства, заменив его двумя мотолодками более современной конструкции: "Неманом-2" и "Автоботом". За счёт применения более совершенных обводов обе новые лодки значительно мореходнее и безопаснее старого "Немана" Лодка "Неман -2" Лодка "Неман-2” не, что иное, как дальнейшее развитием лодки "Неман” с целью повышения её мореходных качеств, комфортабельности и улучшения внешнего вида. Она уже имеет ограждение кокпита в виде фальшборта, расположенного выше линии слома на борту, и ветровое стекло панорамного типа. Для пассажиров предусмотрены две жесткие поперечные банки (кормовая является крышкой рундука). Для размещения багажа можно использовать форпик и пространство под носовой банкой. В корме выгорожена самоотливная ниша для подвесного мотора. Корпус лодки имеет остроскулые глиссирующие обводы с развертывающейся на плоскость поверхностью днища. Угол килеватости днища на миделе 16°, у транца — 8°( вместо 2º на прежней версии). На днище имеются рёбра-отсекатели, подобно продольным реданам повышающие гидродинамическое качество лодки и ее устойчивость на курсе. Корпус предусмотрен штампованно-сварной конструкции из сплава АМг-5; толщина наружной обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1,5 мм. Днище подкреплено продольными стрингерами, опирающимися на навесные флоры. Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными в носу под палубой и в корме в районе подмоторной ниши. По своей конструкции лодка "Неман-2” является неприхотливым и экономичным судном, пригодным для эксплуатации в акваториях с морской водой. Значительная килеватость днища позволяет преодолевать волну высотой до 0,5 м без существенного снижения скорости и при умеренных ударных перегрузках. Лодка обладает хорошей приёмистостью и устойчиво глиссирует с подвесным мотором "Ветерок-14”. Ее можно эксплуатировать и под серийным 12-сильным "Ветерком”, если лодка используется для выхода налегке, например, на рыбалку, когда достаточна скорость 20—25 км/ч. Из опыта эксплуатации "Неман-2" показал отменные ходовые качества. Он не боится волны, значительно превышающее заявленные изготовителем 0.5 м. При движении любым курсом к волне "Неман-2" не зарыскивает и не зарывается в волну. По мореходности "Неман-2" даже немного превосходит более крупные мотолодки, такие как "Казанку-5", "Обь-м" и "Прогрессы", вогнутые обводы корпуса которых являются причиной зарыскивания и зарывания в попутную и косую волну, сильных ударов на большом встречном волнении. Благодаря некорродирующему материалу корпуса "Неман-2" - практически "вечная" лодка, может храниться под открытым небом без укрывания тентом. Днище "Немана-2" очень прочное и в отличие от других лодок из сплава АМг-5 (старый "Неман", "Крым", "Крым-3") не проминается между шпангоутами при длительной эксплуатации на волнении. Однако следует отметить, что заявленные заводом допустимая мощность мотора (30 л.с.) и грузоподьёмность (400 кг.) для "Немана-2" являются завышенными. Первоначально заводом были установлены расчётами по существующим нормам безопасности величины 26.5 л.с. и 300 кг. соответственно. Однако в дальнейшем для того, чтобы повысить шансы на победу в соревнованиях на призы журнала "Катера и Яхты", завод всеми правдами и неправдами добился пересмотра ранее заявленных величин, хотя сама лодка при этом не претерпела никаких изменений. Установка "тридцатки" и перегрузка лодки свыше 350 кг могут быть небезопасны. Оптимальны для "Немана-2" моторы "Нептун-23", "Привет-22", лёгкие моторы 15~25 л.с. зарубежного производства. Но люди ставили "Вихрь 30" и с таким мотором буксировали "лыжника", с появлением зарубежных лодочных моторов стали ставить 25-ки и 30-ки как двухтактники, так и те, что потяжелее - четерехтактники. И даже иногда встречаются мотолодки с мотором Mercuri F 50 ELPT EFI вес которого более 110 кг. Был обнаружен небольшой эксплуатационный недостаток "Немана-2": из-за того, что продольные стрингеры доведены до транца и приварены к нему, вода, попадающая в лодку, скапливается на этих стрингерах и не имеет возможности стекать к сливной пробке. Пенопласт блока пловучести постепенно впитывает эту воду и набирает вес. Сосед по стоянке, горячий парень, просверлил наискосок снаружи транец вместе с этими стрингерами, а затем заделал отверстия в транце американским средством "Quick Steel" (эпоксидный компаунд "холодная сварка"). Однако, представляется, что можно проделать отверстия в злополучных стрингерах и не прибегая к столь радикальным средствам: например, при помощи гранёного шила или ручной малогабаритной дрели нажимного действия. В целом же "Неман-2" заслуживает самой положительной оценки. Сегодня и у нас в Херсоне ведется производство и продажа лодки "Неман 2", правда это не совсем точная копия легендарной мотолодки, а так сказать одна из версий изготовленных из фанеры, килеватость днища, высота борта осталась на уровне заявленном заводом-изготовителем, производители удлинили корпус почти до 4-х метров(есть у них готовые корпуса и более 4,5м) и к моему сожалению я не увидел на днище реданов - хотя возможно их отсутствие не отразилось на поведении лодки на воде. Что именно производят в Херсоне показано на двух нижних фото | |
Просмотров: 15803 | Загрузок: | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/16 |
Всего комментариев: 0 | |