Главная » Статьи » Полезное о катерах и лодках. |
25.09.2011, 22:02 | |
Пластиковые лодки «Дракон» и «Темп» с одинаковыми корпусами, но немного различной внутренней планировкой, начали производится и поступать в продажу в 1972—1976 гг. Мотолодки предназначены для дальних прогулок и туризма по рекам и в прибрежной зоне морей и водохранилищ при отдаленности от берега до 3000 м и высоте волны до 0,75 м. "Дракон" - открытая вместимостью до 6 человек, с носовой палубой и ветровым стеклом. В носовой части лодки "Темп" оборудована рубка-убежище, открытая с кормы. Носовая палуба плавно переходит в приподнятую горизонтальную крышу рубки, закрытую от брызг ветровым стеклом; с левого борта ее кормовая кромка переходит в панель пульта управления. Палубная секция обрамляет кокпит с бортов по всей длине лодки, образуя ниши и карманы для размещения небольших предметов. За спинкой кормового сиденья в палубе отформована ниша для хранения дуг и полотнища тента, а в носовой части рубки — ящик-ниша для багажа. А вот мотолодка "Темп" снабжена сиденьями для 5 чел. с двумя мягкими матами, которые можно уложить для спальных мест в рубке-убежище. Два раздельных сиденья пилота и штурмана могут быть легко превращены в постель в сочетании с трехместным кормовым сиденьем, у которого откидывается спинка. Теоретический корпус мотолодок "Дракон" и "Темп". Корпус лодок имеет глиссирующие остроскулые обводы типа «моногедрон», днище с продольными реданами. Благодаря тому, что корпуса обеих катеров имеют значительную килеватость днища в корме(17.5º) и острым обводам в носовой части ударные нагрузки при ходе на волнении невелики. Кокпит хорошо защищает пассажиров и перевозимый груз от забрызгивания. Полностью залитые водой мотолодки остается на плаву в положении на ровный киль и поддерживает 5~6 чел., находящихся в воде. Блоки пенопласта расположены под палубой, за спинкой кормового дивана и под настилом внутреннего дна. Благодаря тому, что катера в эксплуатации проявили высокие мореходные качества, они получили хорошее признание рыбаков и туристов-водномоторников, но их выпуск был прекращен вследствие низкой рентабельности производства Опыт эксплуатации "Дракона" в морских условияхДостоинства мотолодки"Дракон" и "Темп" - оказались самыми мореходными из выпускавшихся серийно отечественных мотолодок. Сбалансированные обводы типа "моногедрон" обеспечивали этим лодкам, как непревзойдённо мягкий ход при движении против волны, так и устойчивость на курсе и всхожесть на волну на попутном и боковом волнении. Широкие брызгоотбойники и продольные реданы, а также высокий борт хорошо защищают кокпит от забрызгивания. Хотя "Темп" и "Дракон" на стоянке более валкие, чем менее килеватые лодки, такие, как "Крым-3","Казанка-2М", "Сарепта", "Ладога-2", ходовая остойчивость вполне достаточна. По крайней мере, никому из Владивостокских водномоторников не удалось перевернуть "Темп" или "дракон" даже в самый суровый шторм, а вот "Ладогу-2" при всей её "тримаранности" один чудак всё-же умудрился перевернть в тихой гавани прямо напротив стоянки. Мотолодки "Темп" и "Дракон" изготавливались достаточно качественно и показали себя как очень долговечные. Декоративный окрашенный слой обшивки корпуса (гелькоут) обладал хорошей стойкостью к воздействиям окружающей среды и много лет не требовал окраски и ремонта. Большинство лодок сохранились до наших дней во вполне сносном состоянии и требуют лишь косметического ремонта, а также переделки и усиления транца . Недостатки мотолодкиПо большому счёту недостатков у "Темпа" и "Дракона" и не было. Был один, но существенный - великоват вес. Дело в том, что для изготовления корпусов этих катеров была применена высокопроизводительная технология механизированного парного прессования, когда оболочка выклеивалась между матрицей и пуансоном. К сожалению, не удалось обеспечить высокую точность изготовления столь больших прессовых форм, и корпуса (а особенно секция палубы, имеющая сложную форму)получались разнотолщинными. Чтобы избежать появления "слабых мест", была увеличена общая толщина обшивки. В результате лодки получились с избыточной прочностью и, соответственно, весом. Кроме того, конструкция диванов и кресел была такова, что они "не участвовали" в обеспечении прочности корпуса и с этой точки зрения представляли собой балласт. Тем не менее, "Темп" и "Дракон" были легче зарубежных аналогов лодок и вполне успешно используются в наши дни с мощными моторами зарубежного производства. Плохо было то, что мощности отечественных моторов начала 70-х было недостаточно для нормальной эксплуатации этих лодок с полной нагрузкой. Два "Нептуна-23" или "Вихря 22B4 -М" не выводили на глиссирование тяжело гружёный "Темп", а "Вихри-30" ещё не выпускались серийно. Правда, в продаже была "Москва-30", но это был настолько ненадёжный мотор, что попытки эксплуатировать "Темп" под двумя "Москвами-30" не приводили к успеху. Оптимальная же мощность для "Дракона" и "Темпа" составляет 60~75 л.с. Из-за трудностей с выходом на глиссирование и великоватой цены (следствие опять-таки избыточной толщины обшивки, большого расхода дорогих материалов) спрос на эти в мотолодки был невелик, вследствие чего заводу никак не удавалось обеспечить приемлемой рентабельности производства. Из-за неясных перспектив сбыта так и не были освоены в производстве ещё четыре модификации лодок в том же корпусе "Дракона" - открытой хозяйственной лодки туристской лодки с двумя кокпитами, лодки с открытой с кормы и полностью закрытой рубками. В 1976г. "Темп" и "Дракон" были сняты с производства. В том же 1976г. наконец началось массовое производство "Вихря-30"... Заключение"Темп" и "Дракон" - мореходные, прочные и долговечные лодки, пригодные для самых суровых условий эксплуатации в крупных водохранилищах и морских заливах. Наиболее оптимальная мощность мотора - 60~75 л.с. И благодаря всем этим качествам сегодня в Херсоне выпускаются и успешно продаются два типа катеров "Волна 490" и "Протей 485" прототипом которых, послужил корпус мотолодки "Дракон" | |
Просмотров: 6900 | Загрузок: | Рейтинг: 4.5/13 |
Всего комментариев: 0 | |